Какой фреон лучше для автокондиционера?
Для охлаждения воздуха в салоне автомобиля в летнее время не обойтись без кондиционера, ведь при длительном нахождении при температурах свыше 28-30 градусов ухудшается реакция, человек может потерять сознание. А допускать этого за рулем нельзя. Поэтому, чтобы климатическая система всегда работала исправно, ее необходимо регулярно диагностировать, а также проверять уровень хладагента.
В качестве хладагента используют фреон — бесцветный газ, который обладает свойством отбирать тепло из окружающего пространства при переходе между фазовыми состояниями (из газа в жидкость и обратно). Еще одно свойства хладона — повышенная летучесть, он может просачиваться сквозь мельчайшие трещины в сальниках и трубках системы кондиционирования. Его уровень неуклонно снижается, даже если у вас абсолютно новое авто недавно из салона.
Разновидности фреона для автокондиционеров
За последние 30-40 лет сменилось несколько видов фреонов в качестве наиболее распространенного типа хладонов для автомобильных кондиционеров. Обусловлено это тем, что газ, попадая в атмосферу, представляет угрозу озоновому слою. По этой причине автопроизводители пытаются использовать наименее опасные формулы для окружающей среды. Какие же на сегодняшний день чаще всего используют виды фреона? Перечислим в хронологическом порядке.
R12 (дифтордихлорметан)
Сегодня он практически не используется и не производится. Основные плюсы состоят в высокой холодопроизводительности, простоте производства при небольшом энергопотреблении. Однако, наличие в формуле хлора — основной минус. Этот газ опасен как для человека, так и для озонового слоя. Даже при небольших утечках человек почувствует легкий эфирный запах. А при длительном вдыхании возможны сильные отравления, сопровождающиеся потерей сознания, галлюцинациями, тремором и прочими неприятными симптомами. Использование R12 было запрещено еще в 1989 году. Хотя и сегодня им продолжают заправлять автокондиционеры на старых моделях авто 80-90-х годов выпуска.
Тетрафторэтан R134a
Как видно из названия, хладагент R134a не содержит хлор, соответственно, он менее опасен для окружающей среды. На сегодняшний момент это одна из наиболее распространенных марок фреона. R134a можно купить в компании «Автомеханика» по вполне приемлемым ценам. По сравнению с предыдущим типом у данной разновидности имеются минусы:
- более низкая холодопроизводительность — на 15-20 процентов;
- плохая совместимость с пластиком, эластомерами, каучуком, эпоксидными смолами — под воздействием тетрафторэтана они разбухают;
- для перехода с R12 на R134a требовалась серьезная доработка системы кондиционирования с заменой уплотнительных элементов и адаптацией компрессора;
- полиэфирные масла при контакте с R134a, могут оказывать разрушающее действие на маслобензостойкую резину.
К счастью, на сегодняшний момент вопрос перевода автомобильных климатических установок с R12 на R134a утратил актуальность. Отметим также, что по индексу GWP (Global Warming Potential) данная марка хладагентов далеко не безобидна (GWP 1400), поэтому от него повсеместно отказываются в пользу новых, более безопасных видов фреона.
Тетрафлоропропен R1234yf
Отличается от предыдущего типа тем, что практически не вредит окружающей среде. Его индекс GWP составляет всего 4 пункта. Даже если и просачивается в атмосферу через щели, быстро распадается под воздействием ультрафиолетового излучения. Холодопроизводительность ниже по сравнению с R134a. Также он отличается воспламеняемостью, поэтому при адаптации климатической техники необходимо обеспечить максимальную герметичность. К счастью, в нашем каталоге можно найти оборудование для заправки автокондиционеров, которое может работать с R134a и R1234yf, — автоматические станции итальянского производителя TEXA. С их помощью можно обслуживать различные модификации автокондиционеров, а также переводить их с одной марки фреона на другую с внесением минимальных доработок в конструкцию.
Диоксид углерода R744
Углекислый газ в качестве хладагента — это последнее слово в науке и технике. Как известно, он весьма распространен в природе, его производство сопряжено с минимальными энергозатратами, не разрушает озоновый слой, не вызывает парниковый эффект. Опасен для здоровья только при действительно огромных дозах, соответственно, отравиться им невозможно в случае утечки. Определить же утечку можно по характерному кисловатому запаху. Используют его на некоторых моделях Mercedes и Audi Премиум-класса: Mercedes-Benz E-class 2018, Audi A8 2019. Минус состоит в том, что R744 должен находиться в системе под давлением 35-90 Бар. А это, в свою очередь, требует хорошей герметизации и применения соответствующего оборудования для заправки.
Акцентируем внимание на том, что в ЕС в законодательном порядке всех автопроизводителей обязали использовать хладагенты с GWP ниже 150. Таким образом, к ближайшему времени все авто, выпускаемые в Европе, должны полностью перевести на R1234yf либо R744.
Чем заправлять автокондиционер — какой фреон выбрать
Выбирать нужно только тот тип хладагента, который указан в сервисной книге автотранспортного средства, а также на наклейках под капотом. Но, как нередко случается, когда человек покупает машину с пробегом, не всегда можно догадаться, чем прежний владелец заправлял автокондиционер. На автосервисе, где используется профессиональное оборудование для заправки, быстро разберутся, какой тип нужен. Например, по штуцерам, их диаметру и цвету колпачков. Производители специально используют такую маркировку, дабы не возникало проблем с заправкой.
Использование же неподходящего хладона грозит серьезными последствиями для кондиционера и климатической системы в целом:
- R12 и R134a — не совместимы друг с другом. Последний, в частности, обладает коррозийными свойствами по отношении к меди и сплавам, постепенно разъедая их;
- Различные типы хладагента занимают разный объем и должны находиться в системе под определенным давлением;
- Из-за состава полиэфирных масел по-разному воздействуют на уплотнительные элементы и резиновые шланги;
- Из-за образования конденсата может произойти гидроудар компрессора, который по своим последствиям столь же губителен для дорогостоящего агрегата, как и гидроудар двигателя, — придется менять.
Проблема качественного обслуживания автокондиционеров нередко сопряжена еще и с тем, что не все СТО в Украине могут похвастаться наличием оборудования для работы с R1234yf или R744. Зачастую также используются станции полуавтоматического типа, из-за чего заправка занимает много времени.
Купить современные автоматические станции итальянского производства для заправки и обслуживания автомобильных кондиционеров можно в компании «Автомеханика». Также мы предложим покупателям наиболее ходовые виды фреона, универсальные красители для поиска утечек, наборы инструментов и аксессуаров для предоставления профессиональных услуг. Наша компания работает в Киеве с 1996 года и импортирует в Украину оборудование от ведущего европейского производителя заправочных станций для автокондиционеров TEXA. С их помощью Вы сможете легко, оперативно и качественно обслуживать легковой, коммерческий и грузовой транспорт с гарантией.